Страницы

24 мая 2015 г.

Иосиф Бродский. Ниоткуда с любовью

Бессмертия у смерти не прошу.
Испуганный, возлюбленный и нищий,–
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней и сладостней и чище.
И. Бродский.
  
24 мая исполнилось бы 75 лет со дня рождения Иосифа БРОДСКОГО. Вот что написано о нём в Википедии: Иосиф Александрович БРОДСКИЙ (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском. Один из крупнейших русских поэтов.
Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную экспозицию  
Иосиф Бродский. Ниоткуда с любовью.

ПОКЛОНИТЬСЯ ТЕНИ : Эссе. -СПб.: Азбука, 2000. -314 c. (Азбука-Классика).
В настоящее издание включены автобиографические эссе Иосифа Бродского. Из содержания:
"Трагедия… событие биографическое", Меньше единицы, Катастрофы в воздухе, Поклониться тени,
После путешествия, или Посвящается позвоночнику, Путешествие в Стамбул, Набережная Неисцелимых, Нобелевская лекция.

СТИХОТВОРЕНИЯ. ЭССЕ. -Екатеринбург: У-Фактория, 2002. -752 с. (Зеркало - ХХ век)
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим "ты",
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.


ВЕНЕЦИАНСКИЕ ТЕТРАДИ. ИОСИФ БРОДСКИЙ И ДРУГИЕ. - М.: ОГИ, 2002. -256 с.

Эта книга на четырех языках: английском, русском, итальянском и литовском. В ней звучат голоса тех, кого Иосиф Бродский прямо или косвенно упоминает в эссе “Набережная Неисцелимых” и в своих венецианских стихах: Умберто Саба, Эудженио Монтале, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владислав Ходасевич, Уистан Оден. В сборнике три части: “Отражение времени” (эссе и стихи Бродского); “В облике многих вод” (стихи Сабы, Монтале, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Ходасевича, О Дена); “Post Scriptum” (венецианские стихи Уолкотта, Лосева и Венцловы памяти Бродского). Каждая тетрадь существует сама по себе, каждый пишет о своей Венеции. Но наподобие венецианского моста или канала каждый текст связан с другим, в каждом — отражаются другие.

Волков С. ДИАЛОГИ С ИОСИФОМ БРОДСКИМ. - М.: ЭКСМО, 2012. - 448 с.
Во вступительной статье и в предисловии к этой книге автор напоминает нам очень важную вещь. А именно то, что для русской культуры жанр РАЗГОВОРА с крупным мастером – дело экзотическое. Не письма, не воспоминания, не размышления, а именно беседа – живой и непосредственный процесс. С появлением различных записывающих устройств этот процесс становится более доступным, объективным. В случае с Бродским был магнитофон. Который, к слову, иногда смущал Иосифа Александровича тем, что как бы торопил поэта. А Бродскому, как и всем людям в живом разговоре, нужны были паузы. В Диалогах мы видим, прежде всего, живую беседу, не волковского Бродского, а самого Бродского с его особенностями речи: словами-паразитами, намеренными искажениями слов, с жаргонами и пр. Диалоги с Бродским – книга для русской литературной культуры уникальная. Она содержит гигантское количество фактического материала, это откровенный вызов будущим исследователям.

 
ИОСИФ БРОДСКИЙ: ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ, СУДЬБА : Итоги трёх конференций. -С-Пб.: Журнал "Звезда", 1998. -319 с.
Перед нами ещё одно фундаментальное издание, посвящённое Иосифу Бродскому. Эта книга – результат многолетних раздумий и изучений , осуществлённых десятками учёных, писателей, поэтов России, США, Англии, Голландии, Финляндии, Канады, Италии... В книге опубликованы воспоминания о поэте и его эпохе, многочисленные стихотворения, посвящённые его смерти. Впервые публикуется ряд документов периода травли поэта. Среди авторов Евгений Рейн, Ася Векслер, Александр Кушнер, Ия Михайлова, Галина Шейнина, Пётр Вайль, Александр Генис, Людмила Штерн и другие.

Полухина В. БОЛЬШАЯ КНИГА ИНТЕРВЬЮ. –М.: Захаров, 2000. -703 с.
Table-talks. Этот жанр уважал еще Пушкин. В наше время этот жанр называется интервью. Интервью для популярных газет и академических журналов. Вопросы малоосведомленных репортеров и беседы с собратьями по перу. Быт и политика. Творчество и религия. Русская и англоязычная поэзия. Затронуты - и не раз - все темы. Часто - подробнее и откровеннее, чем в собственных текстах поэта. Временной охват - почти четверть века. Языковой спектр - интервью, которые велись по-русски, и переводы с английского, польского, итальянского... Многие тексты печатаются в этой книге впервые, причем не только впервые по-русски, но и вообще впервые в мире. Количественный охват - более 60-ти интервью из 153-х, собранных специально для этого издания Валентиной Полухиной, признанным специалистом по жизни и творчеству Иосифа Бродского. 

Соловьев, Владимир. ТРИ ЕВРЕЯ, ИЛИ УТЕШЕНИЕ В СЛЕЗАХ : Роман с эпиграфами. - М.: Захаров, 2002. -336 с.

«Саша (Кушнер) и Ося (Бродский) — два полюса нашей ленинградской жизни, два моих псевдонима- одного из них я мешаю с говном, другого идолизирую. Саша и Ося — два моих alter ego, мое прошлое и мое будущее, то, что я в себе ненавижу, и то, что пестую и взращиваю. Я добавил обоим аргументы, укрепил их позиции. Домыслил за них мотивировки, объяснил их поведение. Два моих литер«Саша (Кушнер) и Ося (Бродский) — два полюса нашей ленинградской жизни, два моих псевдонима- одного из них я мешаю с говном, другого идолизирую. Саша и Ося — два моих alter ego, мое прошлое и мое будущее, то, что я в себе ненавижу, и то, что пестую и взращиваю. Я добавил обоим аргументы, укрепил их позиции. Домыслил за них мотивировки, объяснил их поведение. Два моих литературных детища — Саша и Ося. Но ведь были же, черт возьми, на самом деле два таких человека, два еврея...

Штерн Л. БРОДСКИЙ: ОСЯ, ИОСИФ,JOSEPH. - М.: "Независимая газета", 2001. -270 с.
Людмила Штерн была дружна с Бродским почти сорок лет и имела редкую возможность наблюдать, как с ростом мировой славы поэта менялся и его характер. Ведь те, что остались в России, знали его только в юности, а те, что встречались с ним на Западе, не знали,каким он был до эмиграции. Книга состоит из самых разных, порой смешных, порой печальных эпизодов, иллюстрированных фотографиями из личного архива автора.



"Доверие к жизни и здравый смысл, в сильнейшей степени присущие Бродскому, в его организованных текстах прячутся за конденсированную мысль и музыку стиха. При всей заданной жанром фрагментарности самое ценное в книге — то общее ощущение, которое возникает при чтении. Это даже не образ… скорее — масса или волна… Поле мощного магнетического воздействия, когда хочется слушать и слушаться". 
Петр ВАЙЛЬ

Эти и другие книги о творчестве Иосифа Бродского вы сможете найти в нашей библиотеке.

Приходите к нам и насладитесь чтением!

Комментариев нет:

Отправить комментарий