Страницы

10 сентября 2015 г.

Историк еврейского народа

Нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги
С. М. Дубнов


10 сентября исполняются 155 лет со дня рождения Семёна Марковича (Шимена Мееровича) ДУ́БНОВА историка, публициста и общественного деятеля, одного из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише.
Среди предков Дубновых были известные талмудисты. Прапрадед Дубнова Бенцион Хацкелевич в XVIII—начале XIX в. возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Вольф; первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший Талмуд. Семён Дубнов получил традиционное образование в хедере и йешиве. Важнейший период жизни Ш. Дубнова пришелся на годы пребывания в Одессе (1890-1903), где сложилась его философия еврейской истории. После погрома 1903 г. в Кишинёве Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской самообороны. Активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX века. С. М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. В 1922 году эмигрировал в Германию. Здесь он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. За годы проживания в Германии, в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его Всемирной истории евреев
Новейшая история еврейского народа, Письма о старом и новом еврействе и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушёл в научную работу. Приход к власти Гитлера заставил С. М. Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 года переехал в Латвию, так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 году). Присоединение Латвии к СССР в 1940 году создало для Дубнова реальную опасность. Восьмого декабря 1941 года нацисты провели одну из первых акций по ликвидации рижского гетто. В числе её жертв оказался Семен Маркович Дубнов. Очевидцы рассказывают, что Дубнов, которому было к тому времени без малого 81 год, оказался слишком слабым, чтобы дойти до места расстрела – Румбольского леса под Ригой, и его застрелили на территории гетто. Последние слова Дубнова перед смертью были обращены к своим соплеменникам на идиш: «Идн, шрайбт ун фаршрайбт». («Евреи, пишите, всё записывайте!»).

Именем Дубнова названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, а также Рижская еврейская средняя школа.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. В 3-х т.–  Иерусалим:Гешарим; М.:Мосты культуры, 2002.
Настоящее издание является в русском оригинале в совершенно новом виде. В первый том вошла эпоха первой эмансипации (1789-1815) гг. Во второй том вошла эпоха первой реакции (1815-1848) и второй эмансипации (1848-1880) гг.
В третьем томе описана эпоха антисемитской реакции и национального движения (1881-1914) с эпилогом (1914-1938) гг.




КРАТКАЯ ИСТОРIЯ ЕВРЕЕВЪ. – СПб.: Типографiя т-ва "Общественная польза", 1912. – 200 с.
Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Настоящая книга состоит из трёх частей. В первой изложена древнейшая (библейская) история народа до конца персидского владычества (332 г. христианской эры). Вторая часть содержит древнюю и отчасти средневековую историю евреев на Востоке, от начала греческого владычества в Иудее до упадка вавилонского центра (332 г. до хр. эры — 1040 г. хр. эры). Третья часть обнимает средневековую и новую историю евреев в Европе.

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЕВРЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ -Иерусалим: Библиотека - Алия, 1990. -379 с.: портр. - (Библиотека-Алия; 81)
Написанная в соавторстве с историком Бен-Ционом Динуром (1884-1973), книга представляет трактовку путей развития еврейского национального самосознания и объяснение исторических особенностей еврейского народа. Различие между подходами к данной теме предоставит читателю возможность глубже понять сложные проблемы современного еврейского национального движения и самосознания, также как и пути, приведшие к возрождению Государства Израиль и к укреплению солидарности евреев всего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий