Нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги
С. М. Дубнов
10 сентября исполняются 155 лет со
дня рождения Семёна Марковича (Шимена Мееровича)
ДУ́БНОВА — историка, публициста и общественного деятеля, одного из классиков и создателей
научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише.
Среди предков Дубновых были известные талмудисты. Прапрадед Дубнова Бенцион
Хацкелевич в XVIII—начале XIX в. возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым
носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Вольф; первым учителем будущего ученого
стал его дед Бенцион, преподававший Талмуд. Семён Дубнов получил
традиционное образование в хедере и йешиве. Важнейший
период жизни Ш. Дубнова пришелся на годы пребывания в Одессе (1890-1903), где
сложилась его философия еврейской истории. После погрома 1903 г. в Кишинёве
Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской
самообороны. Активно участвовал в основании в Петербурге еврейского
университета, в создании «Еврейской энциклопедии». В то же время он продолжал
научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX века. С.
М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из
немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных,
так и белых. В 1922 году эмигрировал в Германию. Здесь он решил завершить труд
своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. За годы проживания в
Германии, в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой
редакции три тома его Всемирной истории
евреев,
Новейшая история
еврейского народа, Письма о старом
и новом еврействе и ряд других произведений. С первых дней в Германии
Дубнов полностью ушёл в научную работу. Приход к власти Гитлера заставил С. М.
Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял
роковое решение и в августе 1933 года переехал в Латвию, так как хотел быть
ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному
еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний —
в 1940 году). Присоединение Латвии к СССР в 1940 году создало для Дубнова
реальную опасность. Восьмого декабря 1941 года нацисты провели одну из первых
акций по ликвидации рижского гетто. В числе её жертв оказался Семен Маркович
Дубнов. Очевидцы рассказывают, что Дубнов, которому было к тому времени без
малого 81 год, оказался слишком слабым, чтобы дойти до места расстрела –
Румбольского леса под Ригой, и его застрелили на территории гетто. Последние
слова Дубнова перед смертью были обращены к своим соплеменникам на идиш: «Идн,
шрайбт ун фаршрайбт». («Евреи, пишите, всё записывайте!»).
Именем
Дубнова названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, а также Рижская еврейская
средняя школа.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. В 3-х т.– Иерусалим:Гешарим; М.:Мосты культуры, 2002.
Настоящее издание является в русском оригинале в совершенно
новом виде. В
первый том вошла эпоха первой эмансипации (1789-1815) гг. Во
второй том вошла эпоха первой реакции (1815-1848) и второй эмансипации
(1848-1880) гг.
В
третьем томе описана эпоха антисемитской реакции и национального движения
(1881-1914) с эпилогом (1914-1938) гг.
КРАТКАЯ ИСТОРIЯ ЕВРЕЕВЪ. – СПб.: Типографiя т-ва "Общественная польза", 1912. – 200 с.
Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Настоящая
книга состоит из трёх частей. В первой изложена древнейшая (библейская)
история народа до конца персидского владычества (332 г. христианской эры).
Вторая часть содержит древнюю и отчасти средневековую историю евреев на
Востоке, от начала греческого владычества в Иудее до упадка вавилонского центра
(332 г. до хр. эры — 1040 г. хр. эры). Третья часть обнимает средневековую и
новую историю евреев в Европе.
ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЕВРЕЙСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ -Иерусалим: Библиотека - Алия, 1990. -379 с.: портр. - (Библиотека-Алия; 81)
Написанная в соавторстве с историком Бен-Ционом Динуром
(1884-1973), книга представляет трактовку путей развития еврейского
национального самосознания и объяснение исторических особенностей еврейского
народа. Различие между подходами к данной теме предоставит читателю возможность
глубже понять сложные проблемы современного еврейского национального движения и
самосознания, также как и пути, приведшие к возрождению Государства Израиль и к
укреплению солидарности евреев всего мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий