345

5 мая 2015 г.

Евгений Долматовский. Доступ в область сердца

Страна читателей! Такой
История не знала.
Люблю твой вечный непокой
И поиск идеала.

Как попадешь - от букваря
Под власть печатной силы,
Идешь, ее боготворя,
До самой до могилы...

Обложка или переплет -
Как маленькая дверца,
Приоткрывающая вход
    И доступ в область сердца. 

Исполняются 100 лет со дня рождения поэта Евгения Ароновича ДОЛМАТОВСКОГО.
«Ночь коротка, спят облака...» распевает уже не первое поколение людей. Без «Любимого города» не обходится ни один концерт, посвящённый войне. А хиты «Я земля, я своих провожаю питомцев» и «Родина слышит, Родина знает» уже много лет считаются неофициальными гимнами космонавтов. Все эти песни написаны на стихи поэта Евгения Долматовского. 

Как лучше вспомнить поэта – песенника, как не его стихами...

ВЕНОК ДУНАЯ
        
Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот поток увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они красные маки,
Их принимала река.

Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет он красив и ярок.

Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети Советской страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.

Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет он красив и ярок.



ВСЕ СТАЛО ВОКРУГ ГОЛУБЫМ И ЗЕЛЕНЫМ
Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях забурлила, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда,
Не уйти никуда, никуда.

Любовь от себя никого не отпустит.
Над каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
А это приятней, чем грусть без любви.

И встречи редки, и длинны ожиданья,
И взгляды тревожны, и сбивчива речь.
Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставанья ведь не было б встреч,
Ах, ведь не было б встреч никогда.



ЕСЛИ БЫ ПАРНИ...
Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли,
Вот было б весело в компании такой,
И до грядущего подать рукой.

Парни, парни, это в наших силах -
Землю от пожара уберечь.
Мы за мир и дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.

Если бы парни всей земли
Хором бы песню одну завели,
Вот было б здорово, вот это был бы гром,
Давайте, парни, хором запоем!

Если бы парни всей земли
Миру присягу свою принесли,
Вот было б радостно тогда на свете жить
Давайте, парни, навсегда дружить!

Парни, парни, это в наших силах -
Землю от пожара уберечь.
Мы за мир и дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.


ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает:
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

Пройдет товарищ все фронты и войны,
Не зная сна, не зная тишины.
Любимый город можешь спать спокойно
И видеть сны, и зеленеть среди весны.

Когда ж домой товарищ мой вернется,
За ним родные ветры полетят.
Любимый город другу улыбнется:
Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд.
1939


МОЯ ЛЮБИМАЯ 
Я уходил тогда в поход,
В далекие края.
Платком взмахнула у ворот
Моя любимая.

Второй стрелковый храбрый взвод
Теперь моя семья.
Поклон-привет тебе он шлет,
Моя любимая.

Чтоб дни мои быстрей неслись
В походах и боях,
Издалека мне улыбнись,
Моя любимая.

В кармане маленьком моем
Есть карточка твоя.
Так, значит, мы всегда вдвоем,
Моя любимая.
1941


СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Хоть я с вами почти незнаком
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чем.
Будем кружить,
Петь и дружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовет
Снова в поход.
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
Хоть я с вами почти незнаком
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чем.
1943

А ГОДЫ ЛЕТЯТ...
Вот так и живем, не ждем тишины.
Мы юности нашей, как прежде, верны.
А сердце, как прежде, горит от того, горит от того,
Что дружба превыше всего.

А годы летят, наши годы, как птицы, летят.
И некогда нам оглянуться назад.

И радости встреч, и горечь разлук
Мы все испытали, товарищ и друг.
А там, где когда-то влюбленными шли, влюбленными шли,
Древья теперь подросли.

А годы летят, наши годы, как птицы, летят.
И некогда нам оглянуться назад.

Не созданы мы для легких путей,
И эта повадка у наших детей.
Мы с ними выходим навстречу ветрам, навстречу ветрам.
Вовек не состарится нам!

А годы летят, наши годы, как птицы, летят.
И некогда нам оглянуться назад.
1958

  Эти и многие другие стихи Евгения Долматовского 
вы найдёте в нашей библиотеке: 
  • ИНТЕРСТИХ. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 223 с.
  • НАДЕЖДЫ, ТРЕВОГИ: Книга стихов. – М.: Советский писатель, 1977. – 159 с.
  • ПОЭМЫ. – М.: Художественная литература, 1985. – 366 с.
  • СТИХИ. – М.: Художественная литература, 1967. – 71 с.
  • ТОВАРИЩ МОЙ: Стихи и поэмы. – М.: Врениздат, 1988. – 382 с.

 Приходите к нам и насладитесь чтением!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...