345

9 мая 2015 г.

...Война участвует во мне



На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
В.Высоцкий





В День Победы  предлагаем вам вспомнить стихи о войне. 
Они написаны еврейскими поэтами, которые пережили войну или погибли на ней.



Юрий Давидович ЛЕВИТАНСКИЙ
(1922 —1996)
Поэт,  лейтенант, военный корреспондент.

Ну что с того, что я там был.
Я был давно - я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат.
Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я - меткой пули недолёт,
Я - лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд,
Я в нём, как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был,
Я всё избыл, я всё забыл.
Ни помню дат, ни помню дней,
Названий вспомнить не могу.

Я - топот загнанных коней,
Я - хриплый окрик на бегу,
Я - миг непрожитого дня,
Я - бой на дальнем рубеже,
Я - пламя вечного огня,
И пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть.
Я это всё почти забыл,
Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне,
Она участвует во мне.
И пламя вечного огня,
Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить,
Из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить.
От той зимы, от тех снегов,
И с той зимой, и с той землёй,
Уже меня не разлучить,

До тех снегов, где Вам уже
Моих следов не различить.



Семён Петрович ГУДЗЕНКО
(1922 — 1953)
Поэт-фронтовик. Доброволец, после ранения - фронтовой корреспондент.

Мы не от старости умрем, —
от старых ран умрем.
Так разливай по кружкам ром,
трофейный рыжий ром!

В нем горечь, хмель и аромат
заморской стороны.
Его принес сюда солдат,
вернувшийся с войны.

Он видел столько городов!
Старинных городов!
Он рассказать о них готов.
И даже спеть готов.

Так почему же он молчит?..
Четвертый час молчит.
То пальцем по столу стучит,
то сапогом стучит.

А у него желанье есть.
Оно понятно вам?
Он хочет знать, что было здесь,
когда мы были там...
1946


Борис Абрамович СЛУЦКИЙ
(1919 — 1986)  
Поэт. Майор, политработник, разведчик.

Уже не любят слушать про войну
прошедшую,
       и как я ни взгляну
с эстрады в зал,
           томятся в зале:
мол, что-нибудь бы новое сказали.

Еще боятся слушать про войну
грядущую,
       ее голубизну
небесную,
       с грибами убивающего цвета.
Она еще не родила поэта.

Она не закусила удила.
Ее пришествия еще неясны сроки.
Она писателей не родила,
а ныне не рождаются пророки. 


Давид Самуилович САМОЙЛОВ (Кауфман)
(1920 — 1990)
Поэт, пехотинец, разведчик.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Павел Давидович КОГАН
(1918 — 23 сентября 1942, под Новороссийском)
Поэт, офицер, военный переводчик полкового разведотряда

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
И, задохнувшись «Интернационалом»,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.



Александр Петрович МЕЖИРОВ
(1923—2009)
Служил  на Западном и Ленинградском фронтах.

Мне цвет защитный дорог,
Мне осень дорога –
Листвы последний ворох,
Отцветшие луга.
И холодок предзорный,
Как холод ножевой,
И березняк дозорный,
И куст сторожевой.
И кружит лист последний
У детства на краю,
И я, двадцатилетний,
Под пулями встаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...