345

10 июля 2014 г.

Николай Асеев

ВРЕМЯ ГОВОРИЛО ЕГО СТИХАМИ...

...Я писал, печатался, 
пользовался вниманием читателей; 
буду еще писать и печататься, 
стараясь, это внимание оправдать.
Н. Асеев (Штальбаум)





10 июля исполняется 125 лет со дня рождения поэта, сценариста Николая АСЕЕВА (Штальбаума).Будущий поэт родился 28 июня (10 июля н.с.) в городе Льгов Курской области в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума. Детские годы провел в доме деда. В 1909 закончил Курское реальное училище после чего поступил в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи. Молодой поэт посещает брюсовские "вечера", "ужины" Вяч. Иванова, знакомится с Б.Пастернаком. С 1913, когда в альманахе "Лирика" появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: "Ночная флейта" (1913), "Зор" (1914), "Оксана" (1916), "Леторей", (1915), "Четвертая книга стихов" (1916). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе "Леф" (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. В 1961 книгой "Зачем и кому нужна поэзия" (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни. Супруга поэта К.М.Асеева вспоминает: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу, Николай Николаевич сел на постели и начал читать стихи. Со стихами уходил он из жизни...» В 1963 поэт умирает. В честь поэта названа улица в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева. В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Еще и осени не близко,
еще и свет гореть - не связан,
а я прочел тоски записку,
потерянную желтым вязом.

Не уроню такого взора,
который - прах, который - шорох.
Я не хочу земного сора,
я никогда не встречу сорок.

Когда ж зевнет над нами осень,
я подожгу над миром косы,
я посажу в твои зеницы
такие синие синицы!
1919




Вещи — для всего народа,
строки — на размер страны,
вровень звездам небосвода,
в разворот морской волны.

И стихи должны такие
быть, чтоб взлет, а не шажки,
чтоб сказали: «Вот — стихия»,
а не просто: «Вот — стишки».
1947



ЧЕРНОБРИВЦЫ

Ведь есть же такие счастливцы,
что ранней осенней порой
следят, как горят чернобривцы,
склонившись над грядкой сырой!

Их жарким дыханьем согрето
и пахнет, как в пробке вино,
осеннее позднее лето,
дождями на нет сведено.

Давай же копаться и рыться
в подмерзнувших комьях земли,
чтоб в будущий год чернобривцы,
как жар, в холода расцвели!
1954



РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Люди! Бедные, бедные люди!
Как вам скучно жить без стихов,
без иллюзий и без прелюдий,
в мире счетных машин и станков!

Без зеленой травы колыханья,
без сверканья тысяч цветов,
без блаженного благоуханья
их открытых младенчески ртов!

О, раскройте глаза свои шире,
нараспашку вниманье и слух,—
это ж самое дивное в мире,
чем вас жизнь одаряет вокруг!

Это — первая ласка рассвета
на росой убеленной траве,—
вечный спор Ромео с Джульеттой
о жаворонке и соловье.
1955


Стихи мои из мяты и полыни,
полны степной прохлады и теплыни.
Полынь горька, а мята горе лечит;
игра в тепло и в холод — в чет и нечет.

Не человек игру ту выбирает —
вселенная сама в нее играет.
Мои стихи — они того же рода,
как времена круговращенья года.
1956


ПРОСТЫЕ СТРОКИ

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - стыть.
Мне без тебя и Москва - глушь.

Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать -
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
1960



Рука тяжелая, прохладная
Легла доверчиво на эту,
Как кисть большая, виноградная,
Захолодевшая к рассвету.
Я знаю всю тебя по пальчикам,
По прядке, где проборка грядка,
И сколько в жизни было мальчиков,
И как с теперешним не сладко.
И часто за тебя мне боязно,
Что кто-нибудь еще и кроме,
Такую тонкую у пояса,
Тебя возьмет и переломит,
И ты пойдешь свой пыл раздаривать.
И станут гаснуть окна дома,
И станет повторенья старого
Тебе до ужаса знакомого...
И ты пойдешь свой пыл растрачивать...
Пока ж с весной не распрощаешься,
Давай, всерьез, по-настоящему,
Поговорим с тобой про счастье.

  
Эти, а также многие другие стихотворения вы сможете прочитать в библиотеке 
им. И.Мангера 
  • Избранные произведения:Поэмы и переводы.-М.:Худож. литература, 1953.-224 с.
  • Маяковский начинается:Поэма. -М.: Современник, 1973. -158 с.
  • Родословная поэзии : Статьи, воспоминания, письма. -М.: Сов. писатель, 1990. -558 с.
  • Сборник стихов / Н.Н.Асеев, Э.Багрицкий , В.А.Луговской, Н.С.Тихонов. -М.: Сов. Россия, 1973. -192  с.
  • Стихотворения. -М.: Худож. литература, 1967. -71 с.
  • Стихотворения. -М.: Сов. Россия, 1983. -272 с.

 Приходите к нам и насладитесь чтением!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...